Бритенков Роман Анатольевич

Легенда о Жигалан

Сказка о реке Жигалан с одноименными водопадами на северо-востоке Пермского края

Легенда о Жигалан

Автор Бритенков Роман

В не слишком далекие времена, когда северный Урал еще населяли манси и пасли на лугах своих оленей, жила-была женщина-скалолаз, звали её Жигалан.

Была она красивая, сильная, привлекательная и экстремальная. У неё было очень милое лицо, жемчужно-белая кожа, красивые черные волосы цвета хмурых скал, по которым она так любила лазать. А тело было стройное и гибкое, как ствол уральской березки. И так же крепко она держалась за выступы камней, как березка корнями за холодную северную землю.

Родилась и всю жизнь провела она в Красновишерском районе на хребте Кваркуш. Препятствия себе она любила устраивать сложные, скалы предпочитала крутые, горы высокие. Жигалан легко могла преодолеть подъём из пяти каскадов длиною в 650 метров, а высота каждого каскада достигала десяти-пятнадцати метров. Это была ее любимая горная трасса.

Однажды, когда она в очередной раз с проворством куницы и скоростью ласки лазала по своей трассе, она увидела вдалеке мужчину по имени Улс. Он был тихий, спокойный, лицом прекрасен, хоть и низок ростом. Они нашли общий язык, ведь Улс тоже прекрасно чувствовал себя среди гор, это была его стихия.

Спустя время они влюбились друг в друга. После многих встреч молодые решили связать судьбы и идти по жизни вместе. Взявшись за руки, они отправились признаваться в своей любви старому сердитому отцу Жигалан. Звали его Урал, был он крепок и могуч, хоть и стар. А характером колючим славился на всю округу. Все оленеводы уважали его, батюшку Урала.

Девушка захотела порадовать своего отца, подбежала и бросилась к нему в ноги. Он сидел в своём большом каменном кресле на возвышении, суровый, косматый, полностью седой, в шапке из снежного барса - ирбиса. Когда дочь ему поведала, что нашла себе мужчину под стать, Урал сердито глянул на Улса из-под кустистых бровей и сказал ей, что не разрешает встречаться с этим человеком. А Улса прогнал долой. Улс не мог ему перечить, ведь Урал был хозяином местных земель. Низко поклонился, да так и остался стоять склонившись посередине между владениями Урала и склонами Кваркуша, не решаясь ни уйти, ни бороться.

Отец запретил непокорной Жигалан гулять на ее любимых отрогах северных гор и заниматься скалолазанием и запер в каменной темнице на самой вершине Кваркуша. Но долго она вытерпеть заточение не смогла. По песчинке, по камушку выскабливая ловкими пальцами дорогу на волю, благодаря напору и упрямству, смогла она однажды пробиться сквозь толщу скал и сбежала из каменного плена на встречу с Улсом.

Они вместе побежали вдоль угодий Урала, а с другой стороны гордо возвышался Кваркуш. Постоянно оборачиваясь, чтобы их не увидел отец со своего высокого места, они бежали быстрее и быстрее, километр за километром, пока не обратились в две реки – Жигалан и Улс.

Так и в сегодняшние дни мы видим, как звонко и громко, окруженный облаком брызг, несется смелый поток Жигалана, пробивая себе дорогу в каменном тоннеле с вершины хребта Кваркуш и падая бурными каскадами водопадов вниз, в долину реки Улс, а потом вливается в него своими жемчужно-белыми водами. Так и текут они вместе, становясь все спокойнее, в долине между хребтом Кваркуш и Уральскими горами. И смотрит на них строго из-под снежных шапок Урал, смирившись с таким положением дел за долгие годы.